Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Использование камешков Марблс в коррекционной работе
с детьми с ОВЗ
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. В результате гуманизации специального образования в нашей стране заметно усилилось внимание государства и общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Задача всех педагогов специального образования — приспособить этих детей к жизни в обществе, использовать все возможности для их социализации.
Детям с ОВЗ трудно сконцентрировать внимание оно не устойчиво, наблюдается недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, слабо развита моторика, пространственные трудности. Работа с такими детьми, это длительный процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку.
Необходимо правильно построить коррекционную работу, чтобы у детей не возникали трудности в снижении интереса к обучению, снижению важных функций развития. Поэтому работа с такими ребятами не возможна без использования игровых технологий.
В работе учителя-дефектолога игровые технологии применяются с целью коррекции, успешной адаптации к жизни, оказания первичной педагогической помощи. Для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья учитель-дефектолог Голобородько Е.Н. активно применяет игровую технологию камешки Марблс. Это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках.
Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности. При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация.
В результате использования данного дидактического материала не только хорошо развивается мелкая моторика, движения рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты «Положи… справа, сверху, вниз, слева» (ориентировка на пространство), но и формируются знания о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.
Игры с камнями оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Упражнения с разноцветными камнями вызывают положительную реакцию ребенка: радость, улыбку, эмоции.
Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию, с Марблс ребенок именно играет, манипулирует с привлекательными объектами, осваивая в игровой деятельности математические категории и отношения, получая практику счета, группировки, осваивая фигуры и пространство (математические игры «Сосчитай», «Математический диктант», «Веселый счет», «Бабочки и цветочки», «Из каких фигур состоит машина, домик?»).
Благодаря использованию данной нетрадиционной формы, усвоение материала проходит успешнее и быстрее, с ними проводятся: звуко-буквенный анализ («Знакомство с буквой», «Назови один-много», «Слоговой анализ и звуковой анализ слов» и др.); логические игры и игры с правилами: «Крестики-нолики» (с речевыми заданиями), «Шашки», «Мини-футбол»; самомассаж с камешками Марблс; физкультминутки (динамические паузы).
Разноцветные шарики применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации, а красивые оттенки камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.