Профилактика и коррекция дисграфии
Профилактика и коррекция дисграфии у младших школьников
За последние годы все чаще стали наблюдаться случаи, когда ребенок с трудом осваивает родной язык как учебный предмет. Родители и учителя жалуются на неусидчивость ребенка, невнимательность, нежелание учиться, а подчас за этим стоят более серьезные явления: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы, влекущие дисграфию.
Под дисграфией понимают нарушение письма, характеризующееся систематически повторяющимися фонетическим ошибками, неверным написанием похожих букв. При этом ошибки эти в письменной речи проявляются постоянно, являются типичными и не зависят от знаний школьником правил русского языка.
Согласно исследованиям, проведенным в последнее время, у 10-15 % учеников младших классов выявляют дисграфию. Воспитанники ГКУ СО «Ипатовский СРЦН «Причал» не являются исключением. Результат диагностического обследования показал, что большинство ребят имеют данное нарушение.
Чтобы помочь школьникам преодолеть трудности овладения грамотой, связанные с этой проблемой, в нашем учреждении проводятся коррекционные занятия по профилактике и коррекции дисграфии.
Целью коррекционной работы является профилактика и преодоление ошибок письма обусловленных дисграфией, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися полученных знаний, восполнение пробелов в обучении.
В ходе занятий педагогом-дефектологом Е.Н. Голобородько проводится работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков, тренировка фонематического слуха. Ребята учатся анализировать звуки, а также работают над пониманием звукобуквенного состава слова. Еще одним видом деятельности является тренировка письма, включающая проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв. Важное место занимают упражнения для мелкой моторики и улучшения межполушарных связей.
Все занятия строятся с обязательным учетом психологических особенностей детей, их речевого развития и типами проявлений дисграфии. Кроме того, педагог старается выработать у учащихся положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать их к занятиям и достижению результата.
Проблема возникновения различных видов дисграфии у младших школьников на сегодняшний день является очень актуальной. Этому способствуют различные особенности развития ребенка, а так же многочисленные внешние факторы. Задача педагога – помочь ребенку преодолеть сложности в освоении родного языка. Применение различного рода упражнений будет способствовать полноценному развитию школьника и раскрытию его потенциала.