Развиваем слуховое внимание
Развиваем слуховое внимание
Нас окружает множество звуков: скрип снега, треск сучьев, лай собак, журчанье воды и т.д. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – это функция слухового внимания.
Умение сосредотачиваться на звуке, является очень важной особенностью человека, без которого невозможно различать и понимать речь. Так же важно различать и анализировать звуки речи = это умение называется фонематическим слухом.
Для чего нужно развивать слуховое внимание? Это предпосылка формирования фонематического восприятия, то есть умение выделять речевые единицы (фонема – звук): слова, слоги, звуки.
Ниже я предлагаю Вам игры и игровые упражнения, играя в которые, можно развивать слуховое внимание.
1. “Оркестр”, “Что звучит?”
Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.
1 вариант. Взрослый воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.) Ребенок, прослушав, воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.
2 вариант. У взрослого большой и маленький барабан, у ребенка большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно взрослый показывает барабаны, ребенок поднимает кружки и поет нужные песенки.
2. “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”
Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.
Ребенок закрывает глаза. Взрослый тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, рукой указывает, откуда доносился звук.
3. “Найди пару”, “Тихо – громко”
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.
1 вариант. У взрослого звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Ребенку предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.