Школьные трудности... дисграфия и дислексия
Школьные трудности... дисграфия и дислексия.
Что же это такое? Что является причиной школьных трудностей?
В последнее время растет количество детей с речевыми нарушениями (около 60%,) и с ослабленной нервной системой (примерно 40 %), И только 3% , по статистике - здоровые дети!!! Соответственно, когда дети идут в первый класс, не занимающиеся у коррекционных педагогов, у них возникают трудности, в виде дисграфии и дислексии.
Дисграфия - это частичные нарушения в письменной речи, проявляющиеся в специфических ошибках в письме. Если изучить тетрадь ребенка по русскому языку, то можно увидеть, что ошибки похожие, например замены согласных (звонкие и глухие), недописывание слов, или же добавление букв.
Какие анализаторы участвуют в акте письма? Зрительный, речедвигательный, слуховой и двигательный анализаторы.
Для качественного письма требуется согласованная работа вышеперечисленных анализаторов.
Всего различают 5 видов дисграфии:
- Артикуляторно – акустическая, - связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает.
- Акустическая , - связана с нарушением фонематического восприятия, Ребенок не различает или недостаточно различает некоторые звуки, акустически близкие на слух.
- Оптическая,- когда ребенок путает сходные по написанию буквы.
- Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза, когда ребенок не может выделить из предложения слова, из слов слоги.
- Аграмматическая дисграфия, - связана с несформированностью у ребенка грамматических систем.
В моей практике чаще встречается смешанная дисграфия.
Причиной дисграфии является несформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления), а это в свою очередь является следствием ослабленного здоровья ребенка.
А можно ли предотвратить дисграфию? Да, можно.
Для этого следует с раннего возраста развивать следующие функции:
✔формировать правильное произношение звуков;
✔развивать словарный запас;
✔развивать зрительное внимание и память;
✔развивать слуховое внимание и память;
✔развивать пространственную ориентировку ( с 2 лет);
✔развивать фонематический слух ( с 5 лет);
✔развивать слухоречевую память (с 4-5 лет);
✔формировать межполушарное взаимодействие (с 4-5 лет)
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющиеся в стойких специфических ошибках, обусловленных также несформированностью или расстройством психологических функций.
Педагог – дефектолог Левченко Г.А.