Плохая память у детей с ОВЗ. Как ее развить.
Особенности памяти у детей с ОВЗ.
Обучение детей с ОВЗ в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Обычно выделяют зрительную, слуховую и двигательную память. Точность и прочность запоминания у детей с ОВЗ словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. При этом дети, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям.
Ребенок с ОВЗ обычно пользуется непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. То есть запоминает то, что привлекает его внимание, кажется интересным.
Развитие памяти у детей с ОВЗ
Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний и умений. Поэтому необходимо проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания. Коррекционная работа по развитию произвольной памяти у таких детей должна носит комплексный характер, и включать в себя развития памяти, внимания, наблюдательности, творческого и причинного мышления. Развитию произвольной памяти служат такие игры, как «Вспоминайка» (детям предлагают прослушать строки и предлагают вспомнить из какой они сказки, «Что изменилось», «Вспомни и покажи» (детям предлагают воспроизвести движения знакомых объектов), «Цепочка действий» (ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно), «Запомни движения» (дети повторяют движение рук и ног за ведущим, когда они запоминают очередность упражнения, повторяют их в обратном порядке), «Повтори как было»(детям предлагают воспроизвести по памяти полку с игрушками», «Какого предмета не хватает», собрать пазл или нарисовать по памяти картинку и др.
Важно организовывать увлекательные и познавательные игры целенаправленно и систематически в тесном контакте с ребенком!