«Личные границы. Учимся уважать и принимать других»
На базе ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» состоялась встреча клуба подростков, посвященная теме «Личные границы».
В процессе дискуссии вместе с педагогом – психологом Тартаковской Н.Д., ребята смогли определить понятие «психологические границы».
Они узнали, что личные границы - это невидимая черта, которая проходит между отдельными личностями. Личные границы нужны им для того, чтобы ясно могли ощущать: где я, а где не я; где мои собственные эмоции, поступки, убеждения и мысли, а где — чужие. И если эти эмоции и мысли мои, то я за них отвечаю и их контролирую.
Также было выявлено, что границы охраняют наш внутренний мир от посягательств извне. Границы могут видоизменяться в зависимости от контекста и окружения, становиться прочными для одних людей и быть абсолютно размытыми для других.
Личные границы могут быть открыты для «импорта», когда мы с радостью принимаем чужую помощь, ресурсы, время, деньги и т.д., или для «экспорта» — наших собственных ресурсов. Импортируем мы обычно то, в чем особенно нуждаемся, а экспортируем — либо то, чего у нас в изобилии, либо то, за что мы надеемся получить хорошую цену. Как бы там не происходило, человек в чьи границы вторглись может испытывать замешательство, страх, гнев, пытаться избежать дальнейшего общения.
Если же границы слабые – в личность вторгаются довольно регулярно, такой человек испытывает довольно сильный стресс, он не может адекватно защититься от атак. Если в норме мы чувствует себя в своих границах свою личность именно своей, дружественной, то люди со слабыми границами ощущают себя глупыми, неудачниками, которые сами себе все портят и во всем сами виноваты.
В процессе участия в упражнениях «посудомоечная машина», «стоп», «определи нарушение границ» ребята тренировались как определять где начинаются и заканчиваются свои границы, как построить эффективное взаимодействие и обозначать собственные границы.
В завершение встречи ребятам был предложен психологический тест «Ваши личностные границы». По его выполнении был проведен анализ полученных результатов и даны рекомендации.
Встреча прошла в теплой дружественной атмосфере.
Педагог – психолог Тартаковская Н.Д.