Эмоциональные нарушения у детей
Эмоциональные нарушения у детей
Развитие эмоций у ребенка связано с его волевой сферой. Детская психика управляет процессами саморегуляции эмоций и поведения. Однако эти процессы часто несовершенны, и часто дети поступают спонтанно, необдуманно, под влиянием непосредственных эмоций. Как же родителям узнать о наличии нарушений в эмоциональной сфере? Об этом «расскажет» поведение ребенка:
1) много разнообразных страхов, тревожность,
2) повышенная эмоциональная возбудимость (ситуации знакомства с новыми людьми, трудности с засыпанием),
3)чрезмерная робость и застенчивость,
4)заторможенность эмоций,
5)чрезмерная, неудержимая радость или грусть, расторможенность,
6) раздражительность, капризы, плаксивость,
7)демонстративное привлечение внимания к себе любыми способами.
Если есть такие признаки, взрослым нужно понять - какова причина поведения ребенка, какие условия и ситуации влияют на него. Хорошо, если родители смогут посмотреть и на свою жизнь немного отстранившись – всё ли их устраивает в своей жизни? Дарит ли им их жизнь радость, позволяют ли они себе быть искренними и открыто ли говорят о своих чувствах? Если же нет, то дети часто становятся тем «зеркалом», которое отражает их подавляемые эмоции – злость, гнев, обиду, страхи. Иногда родители могут справиться самостоятельно, пересмотрев свой стиль взаимодействия с детьми и удовлетворив ту потребность, в которой ребенок нуждается.
Чем меньше ребенок, тем больше ему нужны внимание, забота и поддержка со стороны родных.
Если же самостоятельно справиться не получается, необходимо обратиться за помощью специалиста – психолога, невролога, психотерапевта, который поможет найти правильное решение проблемы. Главное - не закрывать на это глаза, а вовремя прийти на помощь.
Для улучшения процессов саморегуляции эмоций и улучшению межполушарного взаимодействия у детей, предлагаю попробовать упражнение «графическая музыка», которое часто использую при работе с тревожными или агрессивными детьми.
Для выполнения упражнения нужно подобрать спокойную приятную мелодию, продолжительностью 3-4 минуты, понадобится цветные карандаши, лист бумаги и место, где никто не помешает выполнить упражнение. Задача ребенка – закрыть глаза, взять в обе руки по цветному карандашу, расслабиться и под ритм мелодии и «протанцевать» карандашами по листу бумаги. Затем, когда мелодия закончится, рассмотрев полученные линии, дорисовать их до определенного образа.
Спокойная мелодия помогает ребенку расслабиться и гармонизировать процессы торможения и возбуждения. Наверное, все знают, что левое полушарие отвечает за логику, анализ, а правое – за эмоции, воображение. Соответственно работая правой рукой, мы стимулируем аналитическое мышление, действуя левой – затрагиваем сферу эмоций, творчества. Рисунок двумя руками гармонизирует взаимодействие между обоими полушариями, соответственно улучшается саморегуляция.
Педагог – психолог Соколова Н.Д.