Нравственные ценности
Нравственные ценности
В рамках межведомственного взаимодействия с образовательными учреждениями Ипатовского городского округа специалистами ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» проводится активная психопрофилактическая работа с несовершеннолетними. Тематика встреч самая разнообразная.
В начале ноября педагог-психолог Соколова Н.Д. и заведующий отделением социальной диагностики Бабченко Т.В. провели психопрофилактическую беседу с учащимися 9 класса МБОУ СОШ №1 г.Ипатово по ёмкой теме формирования нравственного и ответственного отношения к семейным ценностям, взаимоотношениям между полами и злоупотреблением свободой; об ответственности за вовлечение в незаконные действия сексуального характера, а также по предупреждению негативного влияния сети Интернет.
В процессе беседы и выполнения практических заданий и упражнений учащимся было предложено выявить собственные ценности и определить нравственные приоритеты жизни.
Почувствовать собственную уникальность, неповторимость и личностную значимость ребятам помогло упражнение «шкатулка». Заглянув в которую, каждый увидел самое ценное, что у него есть – себя.
В процессе обсуждения сказки «Лиса и собака» было выявлено адекватное отношение к своей личности, пути исправления собственных недостатков, а также путей презентации себя окружающим.
Выполняя упражнение «Хочу познакомиться» учащиеся составили объявление в рубрику знакомств. Им нужно было заполнить 3 пункта: описать свои положительные внешние особенности и достоинства, оценить цель знакомства, а также определить требования к внешности и чертам характера избранника. Данное задание вызвало трудность у многих ребят. Оказалось, что оценки себя и представления об идеальном партнере по общению очень неопределенны, расплывчаты. Требуется и дальше проводить работу по самоосознанию и умению самопрезентации.
В следующем упражнении «Мои ценности» ребята смогли определить то главное, что есть в их жизни. Затем, им было предложено представить, что данные ценности исчезли из их жизни. Общее мнение ребят было однозначным – жить, не имея выбранных ими ценностей очень некомфортно, а иногда и невыносимо трудно.
Для сравнения их жизненных приоритетов, ребятам были предложены приоритеты по результатам социологического опроса семей, где супруги прожили счастливо 35 и более лет:
- чувство значимости каждого члена семьи(его любят, в нем нуждаются, выслушают, поддержат, примут)
- гибкость в решении семейных проблем(есть определенный порядок, режим дня, правила, но их в случае необходимости можно изменить)
- честность (обсуждают открыто свои эмоции, прощают друг друга, понимают поступки)
-ответственность (никто не заставляет друг друга, а делают для блага близких и руководствуясь их интересами)
- традиции (семейные праздники, ритуалы при встречи и прощании, общие интересы и игры).
Был сделан вывод, что каждый класс – это маленькая семья и у нее тоже есть свои ритуалы, обычаи со своим уровнем доверия и сплоченности. В заключении ребята выполнили упражнение на сплоченность «Печатная машинка». Участникам была загадана фраза «Есть согласие, есть и счастье», каждому участнику досталось по одной букве. Затем фразу нужно было сказать, как можно быстрее, причем каждый называл свою букву, а в промежутках между словами все хлопали в ладоши, вместо запятой и точки нужно было топнуть ногой.
В завершающей части встречи было обсуждено негативное влияние и правовые последствия при посещении информационных сайтов или страниц информационно-телекоммуникационной сети Интернет, пропагандирующих противоправные действия или представляющих опасность для жизни и здоровья подростков.
Данная встреча позволила ребятам поднять уровень представлений о своих особенностях, потребностях, переоценить свои запросы к окружающим, повысить собственную самоидентичность, а также понять значимость и необходимость приоритета традиционных нравственных ценностей в общей системе ценностной ориентации личности каждого.
Педагог – психолог Соколова Н.Д.