Подростковые проблемы и трудности
Подростковые проблемы и трудности
Для просвещения родителей и повышения психологической грамотности родителей педагогами-психологами ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» проводится активная работа в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями Ипатовского городского округа.
В школе поселка Советское Руно проводилось общешкольное родительское собрание, участие в котором приняла Соколова Н.Д., педагог-психолог ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал».Свое выступление она посвятила теме «Подростковые проблемы и трудности» , возникающих у подростков и их родителей. Было выявлено, что сам по себе подростковый возраст неоднороден по своему психологическому содержанию и значению для подростка и взрослых. Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10–13 лет) и старший подростковый возраст (13–16 лет).
Первая и главная проблема подросткового возраста - необходимость отделиться от родителей в самостоятельную психологическую, а, следовательно, социальную и человеческую единицу. При успешном прохождении данного препятствия в итоге между родителями и ребенком устанавливаются отношения “взрослого” типа, основанные на взаимной заботе и ответственности за собственные решения. Необходимость разрыва симбиотических отношений с родителями и порождает новые авторитеты (тренер, глава банды, певец и т.д.) и новые подростковые сообщества. Это так называемый поиск “новых родителей”, к сожалению, для родителей, выкормивших и воспитавших, неизбежный шаг к самостоятельности. Оптимальной позицией родителя здесь является терпение и невидимый контроль за опасным процессом и, кроме того, главный катализатор хорошего воспитания – уважение. Если родитель от страха потерять ребенка делает одну ошибку за другой (категорически запрещает что-то, крайне негативно отзывается об окружении и увлечениях ребенка, грузит ребенка непосильным чувством вины), то он получает психологического (и, как правило, материального) иждивенца, незрелую несамостоятельную личность на долгие годы.
Вторая проблема “трудного возраста” огромная внутренняя тревога, связанная с изменением всего телесного и психологического уклада, которую испытывает подросток. Именно от нее он спасается громкой ритмичной музыкой, уходом в интернет-сообщество. В этот период возникает реальный страх – употребление наркотиков и психотропных веществ, которые уводят за пределы этой новой реальности.
Следующая проблема – агрессия, с которой подросток не справляется, этот излишек новой и еще неосвоенной энергии сексуальности. Здесь родительская, а иногда и собственно подростковая мудрость состоит в усиленных занятиях спортом, музыкой, танцами, которые на время отводят опасную энергию в приемлемое русло.
Подводя итог краткому экскурсу в подростковые проблемы, было подчеркнуто, что для молодых людей главным является проработать тревогу, связанную с выходом в самостоятельность, и не наделать грубых жизненных ошибок, а для взрослых – терпение, силы “отпустить” ребенка и тактичное ограждение его от грубых ошибок.
Педагог-психолог Соколова Н.Д.