Протестное поведение несовершеннолетних.
Подростковый возраст, с его глубинной биологической перестройкой организма, переоценкой ценностей, выбором дальнейшего жизненного пути, является тем «критическим периодом», когда значительно повышается риск возникновения различных проявлений протестного поведения. Часто оно выступает способом громко заявить о наличии проблем, которые подростку трудно или невозможно разрешать самостоятельно в силу недостатка жизненного опыта или отсутствия взаимопонимания с людьми, от которых это зависит. Модели и методы взаимодействия с миром первоначально закладываются в семье, где ребенок научается способам решения жизненных проблем и достижения поставленных целей.
Именно в семью подросток чаще всего приходит со своими бедами и проблемами, но, к сожалению, не всегда находит в ней взаимопонимание и поддержку. В семье человек наиболее открыт, доступен, все его слабости и недостатки на виду. Родители могут лучше, чем кто бы то ни было, понять, что происходит с ребенком, а значит, у них больше возможности ему помочь. Однако вместо этого, семья нередко может являться для подростка источником психотравмирующих переживаний, когда он воспринимает жизнь в семье в целом как конфликтную, насыщенную негативными чувствами, лишенную теплоты и взаимопонимания. Таким образом, неблагоприятный семейный климат может служить фактором, способствующим проявлению у подростка протестного поведения, это могут быть:
- эксперименты над внешностью (Эму, Готы, Панки и т.д.), иногда сопряженные с тенденций к самоповреждению (пирсинг, порезы), к крайним проявлениям экстрима;
- случаи воровства, которые с одной стороны отчасти компенсируют неудовлетворенность, а с другой привлекают внимание, пусть даже негативное;
- уходы из дома, как демонстрация разрыва связей, крайней степени несогласия с существующей ситуацией;
- открытые конфликтные отношения с родными, неподчинение, грубость, обвинение взрослых и т.д.
Все это, по сути, крик о помощи и к нему подросток вынужден прибегать в тех случаях, когда его не слышат, не замечают его переживаний, игнорируют его потребности. Утратив контакт со взрослыми, разочаровавшись в декларируемых ими ценностях, маленький человек обозляется и стремиться наказать непонимающих его и во всеуслышание заявить о своем несогласии. В глубине души он очень хочет, что бы его услышали, главное что бы не было слишком поздно.
Педагог-психолог Фисенко А.В.