Развитие невербального общения ребенка дошкольного возраста.
Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации. Дошкольный возраст создает определенные предпосылки для успешного развития невербального общения. В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения детей, в котором общение занимает важное и значимое место.
Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит:
Ø совершенствовать психомоторные функции;
Ø учить детей контролировать свои телесные проявления;
Ø понимать язык телодвижения, эмоций (что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками).
Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении.
Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер.
Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг к другу.
Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.
В ходе развития невербальных средств общения у детей можно использовать следующие игры:
«Как говорят части тела»
Взрослый дает ребенку разные задания. Покажи:
как говорят плечи “Я не знаю”; как говорит палец “Иди сюда”; как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”; как говорит голова “Да” и “Нет”; как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.
«Люблю – не люблю»
Взрослый, а затем и ребенок называют разнообразную пищу; мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.
«Маски»
Взрослый показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Ребенок мимикой воспроизводит эти состояния.
Педагог-психолог отделения социальной реабилитации
Шаповалова В.Г.