«Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку?»
Стресс, т.е. реакция на изменения, на эмоциональном уровне сопровождается именно чувством страха, вызванным чаще всего растерянностью, неготовностью, неожиданностью, неопределенностью и неизвестностью, с которыми сталкивается человек в каких-либо обстоятельствах. На физическом уровне стресс сопровождается нарушениями здоровья.
Первая – скорая – помощь, необходимая человеку (а тем более ребенку), переживающему стрессовую ситуацию - это любовь и поддержка близких людей.
Если рассмотреть глубже чувство страха, переживаемое человеком в кризисной ситуации и ведущее к стрессу, то можно выделить несколько основных видов:
o страх беспомощности
o страх доверия, открытости
o страх одиночества, ненужности
o страх ошибиться
o страх потери, опасности
Рассмотрим типичные причины этих переживаний и виды помощи, которую мы можем оказать ребенку. Для этого важно активизировать чувства, нейтрализующие страх.
Страх беспомощности (не получится, не смогу…) - Чувство ответственности (приучать ребенка к самостоятельности и ответственности за маленькие, привычные, бытовые дела);
Страх доверия (боится рассказать правду, врет, боится наказания) - Чувство общения (т.е. ребенок должен быть уверен в том, что именно дома он может рассказать всё и с ним поступят справедливо);
Страх одиночества, ненужности (никто не разговаривает, не обращает внимания) - Чувство сопричастности, нужности (ребенок принимает участие в семейных делах, событиях, совместных действиях, постоянно вовлечен в общение со всеми членами семьи);
Страх ошибки боится сделать что-то не так, быть не принятым, отвергнутым - Чувство принятия (понимание и безусловная родительская любовь помогают справиться с любыми ошибками, а главное – исправить их);
Страх потери (все пропало, все рухнет, меня разлюбят, я плохой) - Чувство безопасности (ребенок знает, что, несмотря на неудачу, ничего не измениться, родители будут все равно любить его и помогут справиться с трудностями).
Педагог-психолог стационарного отделения Шаповалова В. Г.