Кризис трех лет
Кризис трех лет
К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было острых противоречий. Если ребенок хотел что-то недозволенное, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «я хочу». Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ. Критическим этот возраст называется потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу”, оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего бывшего ангелочка. Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность. Л.С. Выготский описал следующие симптомы кризиса:
Для смягчения кризисных проявлений родителям целесообразно следовать данным рекомендациям: старайтесь корректировать поведение ребенка терпеливо, тихо и не заметно. Во время приступов, старайтесь переключить внимание ребенка. Не следует постоянно ругать и наказывать малыша за все проявления самостоятельности. Не следует соглашаться с ребенком, когда, следует сказать «нет». И помните, что кризис - это обязательный и закономерный этап развития личности ребенка.
Педагог-психолог ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» Фисенко А.В. |