Первоклассный этап в жизни ребенка
Первоклассный этап в жизни ребенка
Хочется поздравить каждую семью, в которой ребенок готовится пойти первый раз в первый класс! Пожелать множества впечатлений, новых умений, желания познавать и уверенности, что вам все по плечу!
Начало обучения в школе - один из наиболее важных, но в то же время и сложных моментов в жизни детей, как в социальном, психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности ребенка, но и изменение его социального статуса, появление новых контактов, зарождение новых взаимоотношений, появление новых обязанностей. Это определенный период взросления ребенка. Вся жизнь ребенка начинает подчиняться законам учебной деятельности.
Привыкание ребенка к школе, к новым условиям жизнедеятельности происходит не сразу. Не день и не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, называемый в психологии адаптационным периодом.
Ученые-психологи в настоящий момент выявили, что адаптационный период детей 6-7 лет длится до 8 недель. В соответствии с этим появляются особенные режимные моменты обучения первоклассников. Разумная организация рабочего пространства для ученика, правильное регулирование времени занятий и отдыха, сочетание помощи и контроля с возможностью развития самостоятельности у ребенка – вот основные составляющие успешной адаптации. Большую роль играет эмоциональное восприятие начала обучения членами семьи. Нередко ребенок «зеркалит» родительские тревоги и сомнения, погружаясь в негатив. Родителям стоит обратить внимание на собственный настрой, прежде чем помогать ребенку. Как отмечено психологами, адаптация домашних детей, не посещавших детский сад, длится больше, чем у садовских детей. Также медлительные, малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе. Следует учитывать эти индивидуальные особенности. Как будет протекать процесс адаптации Вашего ребенка, во многом зависит от Вас.
Но опаснее, если процесс адаптации нарушается или слишком затягивается. Тогда наступает процесс дезадаптации, что ведет к затруднениям в обучении, нервным расстройствам, появлению тревожности у детей, плохому самочувствию, возникновению конфликтов. В такой ситуации разумно обратиться за помощью к специалистам (психолог, социальный педагог, дефектолог и др.)
Главные причины дезадаптации - отсутствие единства требований со стороны семьи и школы, негативное отношение родителей к школе и учителю, равнодушие к успехам и трудностям ребенка, ограниченность в общении.
Родителю важно помнить, что школа – это не только место получения знаний, но, прежде всего, место, где ребенок живет полноценной жизнью: строит взаимоотношения со сверстниками и учителем, получает опыт поведения в различных ситуациях, учится контролировать себя и много другое.
Помогите ребенку подружиться с детьми из школы – можно приглашать детей из класса домой - это сближает, способствует установлению дружеских отношений.
Инициируйте встречу с учителем, чтобы рассказать об особенностях вашего ребенка, чтобы с первого дня учитель смог учитывать их при построении взаимоотношений.
Ваша поддержка в вопросах учебы должна основываться на принципе: Найти даже в самом неуспешном деле хотя бы маленький успех! Например: «Из всех написанных букв у этой получился хороший наклон». Ребенку нужно показать то, что он может.
Старайтесь при ребенке не допускать волнующие разговоры о школе - он должен чувствовать уверенность, что все нормально – это поддерживает ребенка.
Наполняйте эмоциональный резервуар своего маленького школьника! Совместные игры, прогулки, чтение.
Родитель должен эмоционально поддержать ребенка. Сохраняйте с ним доверительные отношения, избегайте оценочных суждений. Не сводите беседы о школе только на темы получения отметок, спросите своего ребенка о том, с кем он сегодня играл на перемене, с кем разговаривал о чем-то интересном.
Для того, что бы помочь первокласснику лучше взаимодействовать со сверстниками известный психолог С.Соловейчик советует обсуждать с ребенком правила, которые помогут ему быстрее адаптироваться в новой социальной среде:
*Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.
*Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
*Не дерись без причины.
*Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
*Играй честно, не подводи своих товарищей.
*Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
*Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
*Из-за отметок не плачь, будь гордым.
*Не спорь с учителем из-за отметок и не обижайся на него.
*Старайся делать все вовремя и думать о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
*Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
*Старайся быть аккуратным.
*Почаще говори: «Давай дружить! Давай играть вместе!»
*Помни: ты не лучше и не хуже всех – ты – это ты!