Развиваем мелкую моторику
Развиваем мелкую моторику
При выполнении упражнений на развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте решается целый комплекс задач: развивается речь, чувство ритма, зрительно – моторная координация, интеллектуальные процессы (память, внимание, воображение).
Работая с детьми, необходимо помнить, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является – игровая, поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет интерес, а за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, следовательно - улучшению работоспособности. На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно условно разделить на три составляющие:
- Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
- Подготовка руки к письму.
1. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Взрослый следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.
2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
- собирание пирамидок, матрешек, мозаики:
- нанизывание колец на тесьму;
- работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
- перебор крупы;
- работа со спичками;
- работа с бумагой;
- лепка (глины, пластилин, тесто);
- шнуровка на специальных рамках, ботинок;
- завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
- игры с песком, водой;
- наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
- закручивание шурупов, гаек;
- игры с конструктором, кубиками;
- рисование в воздухе;
- рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);
- рукоделие.
- Подготовка к письму.
Овладение навыком письма - длительный трудоемкий процесс, который детям достается нелегко. При работе по формированию навыка письма родителям необходимо помнить о соблюдении следующих условий:
- Правильная посадка при письме.
- Постановка руки.
- Ориентировка на странице тетради и строке.
- Правильное движение руки по строке.
- Штриховка.
- Обведение лекал, шаблонов.
- Графические упражнения.
- Письмо элементов строчных букв.
При формировании мелкой моторики рук у детей в возрасте от 0 до 7 лет необходимо учитывать следующее. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.