Логопедическая (речевая) готовность к школе
Учебный год подходит к концу. И очень скоро для выпускников детских садов прозвенит первый звонок. Хочется, что бы дети пошли в школу без речевых осложнений. В связи с режимом самоизоляции не все дети успели пройти логопедическую подготовку к школе. Мы стараемся не оставить без внимания таких детей. Поэтому для родителей будущих первоклассников будет полезен данный материал, с помощью которого родители самостоятельно могут проверит своего ребенка, и в некоторых случаях помочь устранить выявленные нарушения.
Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов - это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Ребёнок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.
Словарный запас и грамматический строй речи: к 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов) В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун), слова действия, слова признаки. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных. Связная речь: к 7 годам ребёнок может пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки.
Это краткое описание того, чем должен владеть ваш ребёнок в области развития речи при поступлении в школу, чтобы беспрепятственно начать обучение грамоте.
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе. Чем лучше развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе? В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Развивать навыки самообслуживания
Мелкая моторика рук. Зачастую обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Попробуйте обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина. Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание верёвочек, вырезание ножницами) замечательно воздействует на мелкую моторику. Учите ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание.
Речевая коммуникация. Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научится говорить». Необходимо обратиться к логопеду.
Логопед ГКУСО «Ипатовский
СРЦН «Причал»: Стасенко О.И.