Эффективность наказания в семейном воспитании.
Эффективность наказания в семейном воспитании.
Вы наказывали когда-нибудь своего ребенка? Большинство родителей может ответить на этот вопрос утвердительно.
Оправдывая себя, мы говорим себе, что делаем так, чтобы ребенок стал лучше, поэтому он должен слушаться своих родителей». Но я хочу открыть вам одну СТРАШНУЮ тайну: часто мы наказываем своих детей не для их воспитания, а для выражения собственного гнева, накопленного за день или собственного нетерпения детской неумелости.
Давайте открыто посмотрим на скрытые подводные камни наказания:
1. Наказание детей до 2,5-3 лет не следует своей цели - научить себя правильно вести, т.к., ребенок еще не видит связи между своими неверными поступками и наказанием, а воспринимает его как вашу злость, нелюбовь.
2. Поведение ребенка не исправляется, один неправильный поступок меняется на другой, часто еще более серьезный.
3. Наказания заставляют ребенка чувствовать себя отвергнутым, не любимым родителями, приводят к соперничеству.
4. Формирует враждебное отношение к самим родителям.
5. Частые наказания за нарушение запретов закрепляют инфантильность, т.к., желание достичь запрещенного не пропадает, ребенок делает запрещенное дальше, а «расплата» - наказание «обнуляет» его «преступления», позволяя в следующий раз делать тоже самое, получается замкнутый круг: нарушение запрета - расплата - нарушение запрета.
6. Дети плохо ведут себя, когда им не хватает заботы родителей, поэтому дети могут использовать наказание как способ хоть как-то привлечь внимание к себе, пусть даже отрицательное. Возникает излюбленный вопрос русской интелегенции: «Что делать?».
7 альтернатив наказания:
Первое - терпение!
Второе - объяснение! (только будьте предельно ясны и кратки)
Третье - переключение внимания!(предложите более интересное и энергия ребенка пойдет в мирное русло)
Четвертое - отсрочка наказания (остудите свою злость, помните ребенок больше всего нуждается в вашей любви тогда, когда вам кажется, что он её меньше всего заслуживает)
Пятое - похвала за хорошее поведение (то, что мы считаем обычным «нормальным» поведением, тоже требует от ребенка усилий. Это как уборка в доме, когда - чисто, ее не замечают, как и сил приложенных для ее поддержания).
Шестое - собственный пример (если вы выполняете собственные правила - ребенок быстрее научится, чем если вы от ребенка требуете того, что не выполняете сами).
Седьмое - общие совместные занятия, игры.
Наказание действенно, если оно применяется в единичных случаях. Нельзя пугать наказанием, иначе ребенок не воспринимает вас всерьез. Если вы пообещали наказать - лишить привилегии - выполняйте обещанное. После перенесенного ребенком наказания обязательно поддержите ребенка. Любите своих детей и успехов Вам в нелегком пути воспитания!
Педагог - психолог СРЦН «Причал» - Соколова Н.Д.