1,2,3,4,5 - научи меня считать.
Часто родители задают такой вопрос: «Что делать, если ребенок считает устно, а изображение цифры не знает или показывает неправильно?». В норме устный счет до 5 формируется от 3 до 4 лет. Понятие о количестве для ребенка гораздо сложнее, потому что не так просто понять, что общего, например, у трех машин, трех приседаний и трех шкафов в разных комнатах.
Как известно, мир мы познаем через слух, зрение и движения. И для того, чтобы научить малыша выделять количество, информацию о цифрах мы и пропускаем через все анализаторы (слуховой, зрительный, двигательный). Очень помогают при этом дидактические игры, которые имеют две цели: первая – обучающая, которую преследует взрослый, вторая – игровая, ради которой действует ребенок.
Рассмотрим варианты игры, на примере цифры 5.
Как мы можем получить информацию через слуховой анализатор. Очень хорошо помогают при этом стихи С. Маршака, И. Блюмкина о цифрах.
А потом пошла плясать
по бумаге цифра пять,
Ногу круто изогнула,
Руку вправо повернула.
Цифра оживляется, приобретает свой неповторимый образ, характер, который намного проще запомнить.
Также нужно поиграть в следующие игры: «Посчитай, сколько хлопков (ударов)!»
Информация через зрительный анализатор: цифру нужно увидеть, и здесь безусловно помогут выкладывания цифр из различной крупы, палочек, камушек и т. д. А сколько радости доставит детям лепка цифр из пластилина, соленого теста! Здесь ваши возможности безграничны, можно использовать любой подручный материал.
Информация о цифре, которую мы пропускаем через двигательный анализатор. Игра «Присядь (подпрыгни, топни правой (левой) ногой) столько раз, сколько я ударю звуковым молоточком» также формирует представление о количестве.
В игре «Волшебный мешочек» дети с большим удовольствием цифры определяют на ощупь (сенсорное восприятие), при этом приговаривая «Глазки спят, ручки работают».
Великолепным подспорьем станет для ваших детей правило о том, что все цифры смотрят в одну сторону - левую, а цифра шесть - забияка, смотрит в правую!
Уважаемые родители, ваша доброжелательность и заинтересованность в играх с малышом обязательно вызовет у ребенка желание учиться!
Педагог – дефектолог ГКУСО «Ипатовский СЦРН
«Причал» Левченко Г.А.