Особый ребенок - Радость в доме.
Что важно знать родителям о своем ребенке? Как развивать ребенка? В какие игры играть? Для того чтобы успешно преодолевать разные проблемы, встающие на тернистом пути воспитания особого ребёнка, надо хорошо понимать, почему ваш ребёнок не такой, как другие; в чём его особенности.
Во-первых, надо знать особенности развития вашего ребенка, имеющего то или иное заболевание. И здесь очень важно отношение к ребёнку не как к инвалиду, а как к ребенку с особенностями в развитии. Ведь эти самые особенности есть у каждого из нас, но только вот у вашего ребёнка они сложнее.
Развитие особого ребёнка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характерны для развития обычного ребёнка. Но болезнь вносит свои коррективы, и кроме конкретных проявлений того или иного недуга, нарушается ещё и собственно развитие - онтогенез. И если саму болезнь бывает вылечить невозможно, то нарушения развития как раз нужно и можно корректировать, причём, чем раньше начинаются коррекционные занятия, тем лучше результат. При этом надо помнить, что оказывать своему ребёнку всестороннюю помощь вы будете всю жизнь (и это нормально), а вот возможности его здоровья не безграничны.
Хочется обратить ваше внимание на то, что взаимоотношение в вашей семье, отношение к больному ребенку, эмоциональная атмосфера имеют огромное значение для развития вашего ребенка. Уважаемые родители, только вы так хорошо знаете ребенка, как ни один специалист не узнает его до конца. От вас, потребуется лишь пригласить ребенка поиграть! Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. И каким бы медленным не было продвижение вперед, сконцентрируйтесь на успехах ребенка и не мучайте себя, сравнивая его с «нормальными» сверстниками.
Существует множество игр, упражнений по развитию восприятия ребенка и формированию основ эмоционального реагирования, а также игры и упражнения по формированию адекватных способов эмоционального поведения, способов общения. Такие игры, как «цвета», «свет и темнота», «прятки» и др. развивают эмоции удивления, радости, интереса. Учат распознавать страх, огорчение; формируют внимание, сосредоточенность.
Упражнения можно выполнять с различными игрушками: игрушечные машинки, куклы, игрушечные часы, воздушные шары, фигурки животных. Также дети очень любят играть со всей домашней утварью.
Чтобы занятия проходили успешно, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Необходимо, чтобы ребенок удобно устроился и был готов играть. Установите зрительный контакт с ним! Нет смысла затевать упражнения, если ребенок несчастен, голоден или в плохом расположении духа.
2. Убедитесь, что ребенок может быть полностью вовлечен в игру. Он может сидеть, стоять, лежать, но при этом без особого труда должен видеть и трогать игрушки. Погладьте его; ободрите его; создайте атмосферу эмоционального доверия, теплоты.
3. Постарайтесь устранить все отвлекающие моменты (шум, раздражающие игрушки)
4. Убедитесь, что все игрушки и материалы безопасны и гигиеничны.
5. Будьте осторожны, используя электрическое и механическое оборудование.
Любое упражнение выполняется многократно или до тex пор, пока ребенку оно нравится. Но его необходимо разнообразить с целью развития интереса. Если ребенок потерял интерес, вы должны остановить упражнение и переключить ребенка на другое действие или дать ему отдохнуть, прежде чем продолжать. Помимо всего прочего, отвечайте ребенку на его вопросы, принимайте его лидерство. Самое главное - это развитие отношения ребенка к вам, к другому взрослому, которое может сформироваться в процессе этих игр. При неправильном поведении постарайтесь ребенка отвлечь, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.
«Радость дома» заключается в общении с ребенком. А ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра! Играя с ребенком всего час два в день, вы научитесь лучше понимать его проблемы – возможности – перспективы! Играйте с ребенком, радуя себя и детей.
Рекомендуемая литература:
1. 1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: М., ВЛАДОС, 2004. – 224 с
2.. 2.Если ваш ребенок не такой, как другие….Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Под ред. О.И. Волжиной. – М.: НИИ семьи, 1997. -180 с.
Педагог – дефектолог ГКУСО «Ипатовский СЦРН «Причал»Г. А. Левченко