Дидактические (развивающие) игры своими руками для детей с особенностями в развитии
Дети с особенностями в развитии пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Он получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действия с предметами значительно беден, не зафиксирован и не обобщен. Также дидактическая игра позволяет обеспечить нужные многократные повторения на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Изобилие игрушек в магазине не составляет труда выбрать что – нибудь для ребенка. Но, как правило, они многофункциональны, а для ребенка с особенностями в развитии, требуется выполнить одну – две задачи. К тому же, такие игрушки стоят довольно дорого, а для полноценного развития ребенка играть в них нужно часто, постоянно обновляя коллекцию.
Немного трудолюбия и вы сможете смастерить отличные пособия, которые окажутся полезными для вашего ребенка.
Геометрические фигуры с сенсорным покрытием.
Вырежьте из картона геометрические фигуры. Из разных тканей вырежьте те же фигуры больше размером на 1см. Обшейте картонные заготовки тканью, можно использовать крупу зерна кофе, сизаль, фетр и т.д.
Цель: развитие тактильных ощущений, развитие зрения, глазодвигательная гимнастика, массаж пальчиков, формирование представлений о геометрических фигурах.
Картонные коробки
Возьмите обычные коробки, оклейте разноцветной бумагой, апликациями.
Цель: развитие осязания, тактильных ощущений, логики, кругозора, формирование представлений о геометрических фигурах.
Пальчиковый бассейн
Возьмите большую прозрачную бутылку из под воды, разрежьте пополам, края нижней части обклейте изоляционной лентой. Наполните горохом или фасолью. Спрячьте игрушку и попросите ребенка достать ее.
Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, массаж пальчиков.
Бусы
Можно использовать все, что удастся надеть на тонкую веревку (пуговицы, шарики от старых погремушек, колпачки от фломастеров, макароны, пластиковые крышки)
Цель: развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете.
Играя с ребенком необходимо соблюдать доброжелательность, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.
Педагог – дефектолог ГКУСО «Ипатовский «Причал»: Левченко Г.А.