Как называется эта фигура?
У детей с «особенностями» в развитии слабо сформировано сенсорное развитие. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т.п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Каких-либо первичных нарушений на уровне органов чувств у детей с «особенностями» в развитии не обнаруживается. Однако формирование целостного образа предметов является нарушенным.
Чем же можно помочь малышу в этом случае?
Установлено, что наглядно предъявляемый материал запоминается лучше, чем вербальный, при этом возможность манипулировать им создает более благоприятные условия для запоминания.
Я рекомендую в дидактических играх с детьми использовать геометрические фигуры с различным сенсорным покрытием (ткань, пряжа, сизаль, пшено, зерна кофе, фетр, бумага различная по фактуре –гофрированная, бархатная и т. д), которые позволяют достигнуть поставленных целей.
При формировании представлений о геометрических фигурах, телах и форме предметов большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем под контролем зрения (т. е. обведение контура пальцем руки) и со словесным сопровождением педагога (взрослого). Например, взрослый предлагает поставив палец на край круга, обвести его, показывает, как это надо сделать, обращает внимание на то, что рука свободно скользит по кругу. Только после этого называет: «Это круг». Затем то же самое дети проделывают с квадратом. Ребенок находит у себя нужную фигуру, обводит ее рукой под руководством взрослого: «Смотри, как движется палец: прямо, потом угол, вниз, снова угол». Сначала все действия выполняются совместно («рука в руке»), затем по подражанию и образцу.
Родителю (педагогу) рекомендуется на первом этапе проявлять максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки и пособия, показывая ему способ действия с ними, сопровождая свои действия эмоциональными восклицаниями. Затем действия осуществляются совместно. При этом взрослый постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ребенка к действиям. Кроме того, речь взрослого выполняет контролирующую функцию, педагог каждый раз должен напоминать ребенку цель задания и способ его выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения.
Детей учат сначала различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. А различать — значит находить среди других Предлагаю Вашему вниманию несколько дидактических игр.
Игра «Геометрическое лото». Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках — разный подбор фигур. На одной — круг, квадрат, треугольник; на другой — круг, квадрат, круг; на третьей — треугольник, треугольник, круг; на четвертой — квадрат, треугольник, круг и т. д. Кроме того, у каждого ребенка — набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов).
В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.
В зависимости от знаний и умений детей игру упрощают или усложняют (фигур может быть больше или меньше).
Игра «Разложи в коробки». В этой игре используются коробки, на которых даны контурные изображения фигур, и различные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.
Задание детям — навести порядок, разложить все фигуры по коробкам. Дети вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них что нужно положить. Затем они раскладывают фигуры по коробкам, соотнося их форму с контурным изображением.
В такой игре дети учатся группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины.
Игра «Круг, треугольник, квадрат»
Вырежьте из плотной бумаги или картона круг, треугольник и квадрат. Разрежьте их на несколько частей, а затем предложите ребёнку собрать из этих частей целую фигуру.
Если ребёнок справился с этой задачей, попросите его закрыть глаза и собрать из частей сначала круг, затем – треугольник и квадрат.
Обсудите с ребёнком, какую фигуру было легче собирать и почему.
Подготовила: педагог – дефектолог Левченко Г.А.