Учимся говорить правильно!
Учимся говорить правильно!
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения это не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого в ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» логопед использует в своей работе малые фольклорные формы. С помощью малых форм фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Чистоговорки — народно-поэтические шутки заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.
Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных (скоррегированных) звуков. Повторяются они в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией.
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);
- помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
- помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;
- помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;
Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Самое главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребёнка, делайте это тактично. Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры с взрослыми — доступными и интересными.
- Заученные чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук повторяйте с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения.
- Старайтесь чаще стимулировать речевую активность ребёнка. Вспомните с ребёнком материал пройденных лексических тем («Овощи», «Деревья» и т.д.).
- Читайте ребёнку книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод.
- Активизируйте речь ребёнка в любой момент, когда ребенок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры и т. п.).
- Не жалейте времени и внимания своему ребёнку, и он будет постоянно радовать вас все новыми и новыми успехами. Ведь от вас он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.
- Хвалите ребёнка даже за его скромные успехи.
Желаем Вам терпения и успехов! Логопед Шевченко И.В.