Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
Арт-терапия - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:
1.Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2.Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
3.Дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
5.Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе.
Виды арт-терапии: музыкотерапия, сказкотерапия, имаготерапия(театр), изотерапия, кинезитерапия (танец, движение), песочная терапия.
Один из наиболее распространенных видов арт-терапии - изотерапия. В данном случае воздействие на развитие ребёнка с ОВЗ осуществляется посредством изобразительной деятельности. Рисование, лепка, аппликация являются безопасными способами разрядки напряжения.
Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффективности. Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку. Изобразительные техники и приёмы лучше использовать нетрадиционные.
Приемы изотерапии: - Марания, рисование пальцами, ладошками , рисование по мокрому листу, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и пр. Рисование и аппликация предметами окружающего пространства. Рисование мятой бумагой, губками, ватными палочками, коктейльными соломинками. Аппликация из ткани, салфеток и т.д. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется. При рисовании соломинкой происходит дыхательная гимнастика, что очень важно для развития детей с ОВЗ.