Арт-терапия в работе с особыми детьми.
Арт-терапия в работе с особыми детьми.
Арт-терапия – это одно из направлений психологической коррекции в основе которого лежит искусство, творчество. Арт-терапия помогает детям увидеть, какой прекрасный и дружелюбный мир их окружает. Первостепенное значение данного направления – восстановление нарушенных между чувством и разумом связей, развитие гармоничной личности, поиск жизненных смыслов через творчество. В настоящее время арт-терапия широко используется в коррекции различных отклонений и нарушений развития ребенка, используя внутренние механизмы саморегуляции и исцеления личности. Арт-терапия особенно необходима для детей-инвалидов, которые в силу физических особенностей своего здоровья зачастую ограничены в социальных контактах. Внутренний мир ребенка, вне зависимости от возраста, очень сложный. Еще более сложный внутренний мир ребенка-инвалида. Такие дети в период лечения получают сильнейшую психологическую травму, теряют связь с внешним миром, навыки самообслуживания, контакты со сверстниками. Как же помочь таким детям приобрести уверенность в себе, обрести способность к адаптации, научить ребенка самовыражаться, а также увидеть «всю цветовую прелесть окружающего мира, обогатить их духовно, развить художественный вкус». Средством, способным решать все эти задачи, является искусство. Искусство во всех своих проявлениях всегда дарит детям яркие впечатления и положительные эмоции. Оно помогает ребенку смотреть наблюдать, осознавать все, что нас окружает, учиться слушать, избавляться от чувства страха, дарит радость и вдохновение. Искусство позволяет выражать свободно свои мысли, мечты и чувства, быть самим собой.
Виды и особенности арт-терапии.
Изотерапия – (рисование, лепка) помогает ребенку с ОВЗ быть самим собой, выразить свои переживания, мысли и донести их до взрослых.
Сказкотерапия – позволяет ребенку справиться с эмоциями и переживаниями через проигрывание и проживание ролей сказочных персонажей.
Игротерапия – дает возможность детям проявить свою активность и любознательность; учит искать и находить выход из разных, порой самых запутанных и трудных ситуации; способствует умение работать в команде, учит принимать свои неудачи и радоваться успехам другого человека, а это бывает очень сложно для детей. Игротерапия развивает волевые качества, учит мыслить творчески. Не все дети с ОВЗ хорошо владеют речью и им бывает сложно объяснить свои эмоции, желания, настроение, многие стесняются, боятся. И здесь на помощь приходят техники арт-терапии. Они простые и доступные для выполнения дома или на даче, не требуют специальных художественных навыков и подготовки. Главное условие – ваше желание творить вместе с ребенком, поддерживать и принимать его, получать удовольствие от процесса. Чтобы заниматься арт-терапией совсем не обязательно посещать дорогие развивающие центры. Для арт-терапии не требуется специальное оборудование или пространство. Все необходимое вы сможете найти у себя дома. На кухне – крупы, мука, разные мисочки и стаканчики. В ванной комнате – пустые бутылочки из-под шампуней и гелей, губки и мочалки. Даже в вашей шкатулке с бусами и пуговками наверняка есть много интересных вещиц. А еще потребуются краски, кисточки, пластилин и бумага.
Творческий процесс не имеет правил и норм, для создания своего "шедевра" ребенок может использовать любые подручные материалы. Главным условием успешного занятия является то, что в центре внимания находится не продукт творчества, который создал ребенок, а он сам, его уникальная и неповторимая личность.
Использование искусства, как метода терапии эмоциональной сферы, также дает колоссальный толчок для всестороннего развития личности ребенка. На занятиях ребята активно играют с различными предметами: крупа, мелкие камешки и бусинки, краски, песок, глина, тесто. Перед взрослым не стоит задача научить лепить или рисовать, обучить каким-то специальным техникам, важно помочь ребенку справиться с теми проблемами, которые у него есть и которые ему сложно озвучить по каким-либо причинам.