«Развивающие занятия с ребенком с ОВЗ в домашних условиях»
«Развивающие занятия с ребенком с ОВЗ в домашних условиях»
Обучение ребенка с ограниченными возможностями сложный и длительный процесс. И начинать развитие познавательных процессов необходимо уже в раннем возрасте. Для того, чтобы успешно организовать и провести игровое занятие с ребенком дома, очень важно настроить его на познавательную деятельность. В этом помогут простые правила:
Прежде всего, необходимо правильно организовать рабочее место. Это может быть стул удобный для ребенка или коврик на полу. Необходимо сообщить ребенку, что он будет играть и учиться. Приступать к занятию эффективнее с определенного ритуала, который послужит вашему ребенку условным приглашением к началу занятия. Позвоните в колокольчик, включите спокойную музыку и др.Очень важно заинтересовать ребенка. Для этого можно использовать любимые игрушки, которые будут «учиться и играть» вместе с ребенком.
Как только положительное эмоциональное отношение к совместным играм со взрослыми создано, можно переходить к занятию. Покажите малышу, как играть с игрушкой, предложите ему повторить действия. Помогите ребенку, используя прием «рука в руке». Учите его постепенно подражать вашим действиям, это первая ступенька к учебной деятельности. Необходимо постоянно озвучивать свои действия и действия малыша: «Смотри, это колечко круглое, красного цвета, потрогай его, оно гладкое и т. д». Необходимо научить ребенка слушать инструкцию и ее выполнять. Таким образом, у ребенка постепенно формируются основы учебного поведения. Для маленького ребенка очень важна положительная оценка родителей, похвалите его, скажите какой он молодец, как хорошо у него получилось. В конце игры дайте понять ребенку, что занятие закончилось, выключите музыку, позвоните в колокольчик и т.д.
Какие игрушки необходимы для занятий? Игрушки и дидактические игры должны соответствовать возможностям ребенка. Если у него еще не сформирована мелкая моторика, то игрушки надо выбирать достаточно крупные, чтобы ребенок имел возможность удобно захватить и совершать с ними действия. Игрушки для формирования представлений о цвете и форме должны быть раскрашены в яркие основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), дополнительные оттенки можно предлагать ребенку только тогда, когда представления об основных цветах уже сформированы. Затем предлагаются игрушки для представления о величине (большой-маленький) и только потом о форме (круг, квадрат, треугольник). Если у ребенка имеются нарушения зрения, то предлагаемые пособия должны быть крупными и немного объемными, чтобы ребенок мог не только видеть изображения, но и пощупать его. Как только ребенок усвоил способ действия с игрушкой, и она перестала вызывать у него интерес, ее можно убрать на некоторое время. Можно использовать детали из этой игрушки в другой игре, например, колечки из пирамидки раскладывать по цвету и т.д.
Педагог-психолог Неделько И.В.