Эмоционально – волевое развитие ребенка с синдромом Дауна.
Эмоционально – волевое развитие ребенка с синдромом Дауна.
Развитие личности ребенка с синдромом Дауна происходит по тем же законам, что и в развитии нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно имеет свои особенности. Особым образом идет развитие эмоциональной сферы. Чувства ребенка Дауна несколько напоминают чувства малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний не велик: они либо чем- то очень довольны, радуются, либо напротив, огорчаются и плачут. Чувства ребенка Дауна часто бывают неадекватны. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных ситуаций. У других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественному поводу. Например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики.
Для развития эмоционально – волевой сферы «солнечных» деток хорошо использовать методы арт-терапии, психогимнастики и игротерапии.
Так, например, можно использовать технику арт-терапии «Рисование ладошками и пальчиками». Применение данного приема выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения.
Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний с помощью движений, мимики, пантомимы.
Психогимнастика «Игра с котенком».
В гости пришел котенок, он хочет поиграть. Подставляй ладошку, расскажи про кошку. (поглаживаем ладошку)
Будем пальчики считать! Раз, два, три, четыре, пять! (считаем, загибая пальчики в кулачек)
Вот – кулак, а вот – ладошка, (показать кулачек, потом ладошку).
На ладошку села кошка! (мягкая игрушка). И крадется потихоньку… (топать игрушкой по предплечью и по плечу к подмышке) видно мышка там живет!
Родителям «солнечного» ребенка следует помнить, что коррекция эмоциональной сферы должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных и приоритетных задач воспитания.