Советы психолога
Рекомендации родителям,
воспитывающих ребенка с синдромом Дауна
Особенности развития
Ребенок раннего возраста с синдромом Дауна проходит те же этапы развития, что и ребенок без нарушения развития, но средние сроки появления навыка запаздывают по сравнению с нормативными. У детей с синдромом Дауна возрастная разница в сроках появления навыков гораздо больше, чем у их обычных сверстников, но появление отдельных навыков попадают в диапазон возрастной нормы. Взаимная привязанность младенца и родителей, атмосфера любви и заботы, окружающая ребенка в семье, обеспечивают основные условия, необходимые ему для развития. И дети с синдромом Дауна не являются исключением.
В общении с ребенком.
Всегда помните - что ваш ребенок, это личность со своими надеждами, мечтами, правами и достоинствами.
Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может проявлять свои чувства, так же, как и любой другой ребенок.
Помните, что основные потребности Вашего ребенка ничем не отличаются от потребностей любого другого ребенка.
Ребенок с синдромом Дауна нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!
Развитие речи
Важно все время, с самого первого дня, общаться с ребенком. Говорить ему о своих действиях. Спрашивать его, и если он сам еще не может ответить, то отвечать и показывать за него. Во время разговора надо смотреть малышу в глаза.
Очень важно с лечебным педагогом, психологом, массажистом выстроить программу развития ребенка и каждый день в одно и тоже время работать с малышом, отслеживая результаты и постепенно усложняя задачи.
Игры и игрушки.
Если малыша посадить в пустую комнату и жать, что ему в голову придет мысль, как здесь все сделать, чтобы играть, ничего не произойдет. Ребенку надо создать условия, чтобы он мог развиваться. Первые игры: потешки, пестовальная гимнастика, пальчиковые игры, ритмические стишки.
Игрушки должны быть из натуральных материалов: пряжа, ткань, лыко, дерево, рог, кожа, металл, бумага, каштаны, кора, ветки старых деревьев, мох, лишайник. (Конечно, многие из них появляются в обиходе ребенка по мере его взросления). Игрушки должны быть натуральных цветов.
Культурно – гигиенические навыки.
Наилучшее время для формирования культурно-гигиенических навыков приходится на раннее детство. Важно помнить, что в основе их развития лежит предметная деятельность ребенка, которая возникает в процессе его сотрудничества со взрослыми. Сроки формирования навыков самообслуживания зависят как от возможностей ребенка, так и от представлений родителей о том, в каком возрасте можно и нужно обучать его этим навыкам.
Уважаемые родители, помните, ваши дети доверились вам. Они очень стараются вас не подвести, но и ждут вашей помощи. Давайте рассказывать о них. Знакомить с ними людей, чтобы, когда они подрастут, для них было место в мире. Удачи вам, мамочки, мужества, терпения и любви. А деткам – здоровья и новых успехов.