РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета уже формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат, в процессе общения со взрослыми обогащается пассивный словарь.
У ребенка с особенностями в развитии, речь отстает с первых месяцев жизни – с младенчества. Многие дети не начинают говорить к четырем – пяти годам. Что же делать?
Необходимо создавать предпосылки к развитию речи. Для этого необходимы игры, направленные на эмоциональное общение со взрослым, ориентировку в окружающем, предметным игровым действиям, умение видеть, слышать, осязать, развитие наглядных форм мышления. Одновременно воспитывается внимание к речи взрослого, умение воспринимать ее как сигнал к действию, что в свою очередь способствует развитию фонематического слуха, накоплению пассивного словаря, уточнению значения слов.
Игры «Позови», «Передай колокольчик», «Помоги» учат детей использовать слова дай, на, дай это, не это, подержи, возьми, возьми это. Игра «Водители и строители» учит правильно выражать просьбу. Многие игры, направленные на развитие познавательной функции речи, также развивают осмысление слова, вызывают в памяти соответствующие свойства предмета или его действия.
Над расширением и уточнением значения слов с проблемными детьми необходимо работать ежедневно и кропотливо. В отделении социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия на развитие речи, учителем – логопедом и педагогом – дефектологом. Отличным подспорьем в развитии речи является детский игровой терминал «Солнышко». Малышам нравятся красочные интерактивные игры, которые вызывают много положительных эмоций.
Педагог-дефектолог
Левченко Г.А.