Играем – мелкую моторику развиваем
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. От степени развития мелкой моторики зависит степень развития мозга, речи, памяти, внимания и словарный запас ребенка.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Двадцать лет назад «бытовых» занятий, которые развивали пальцы руки, было великое множество. Родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине. Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка. Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому в последнее время развитию мелкой моторики уделяется все большее внимание.
Большинство воспитанников ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» имеют проблемы с речью, памятью, вниманием, трудности в обучении. Поэтому в данном учреждении воспитателем Минниковой Л.Н. реализуется программа «Ловкие пальчики». Так недавно проводилось тематическое занятие «Перелетные птицы». Дети упражнялись вырезать журавлей, мастерили грачей в технике оригами, выполняли графический диктант «Летящая утка» и другие графические упражнения на эту актуальную тему. Занятие прошло в непринужденной обстановке. Использовались игровые ситуации. Мальчишки и девчонки охотно и активно выполняли задания и упражнения, участвовали в дидактических играх с прищепками, математическим планшетом и т.п., отгадывали загадки.
Занятие способствовало развитию мелкой моторики, координации движений кистей и пальцев рук, формированию графических навыков и навыков конструирования из бумаги, обогащению словаря и расширению представлений о перелетных птицах.