Профилактика суицидального поведения
О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков
Критерии выявления несовершеннолетних,
склонных к суицидальному поведению
Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:
- Ранние попытки к суициду;
- Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
- Суициды в семье или в окружении друзей;
- Алкоголизм;
- Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
- Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
- Хронические или смертельные болезни;
- Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
- Семейные проблемы.
- Психические заболевания, а именно:
- Депрессия;
- Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
- Маниакально-депрессивный психоз;
- Шизофрения.
Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала. Признаками эмоциональных нарушений являются:
- Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
- Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
- Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
· Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
· Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении
или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
· Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
· Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
· Погруженность в размышления о смерти;
· Отсутствие планов на будущее;
· Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Признаки депрессии у детей и подростков
ДЕТИ
ü Печальное настроение
ü Потеря свойственной детям энергии
ü Внешние проявление печали
ü Нарушение сна
ü Соматические жалобы
ü Изменение аппетита или веса
ü Ухудшение успеваемости
ü Снижение интереса к обучению
ü Страх неудачи
ü Чувство неполноценности
ü Самообман – негативная самооценка
ü Чувство «заслуженной отверженности»
ü Чрезмерная самокритичность
ü Сниженная социализация, замкнутость
ü Агрессивное поведение, отреагирование в действиях
ПОДРОСТКИ
ü Печальное настроение
ü Чувство скуки
ü Чувство усталости
ü Нарушение сна
ü Соматические жалобы
ü Неусидчивость, беспокойство
ü Фиксация внимания на мелочах
ü Чрезмерная эмоциональность
ü Замкнутость
ü Рассеянность внимания
ü Агрессивное поведение
ü Непослушание
ü Склонность к бунту
ü Злоупотребление алкоголем или наркотиками
ü Плохая успеваемость
ü Прогулы в школе
Алгоритм действий социального педагога, педагога-психолога при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддитивному поведению.
1. Если педагог заметил у ребенка признаки суицидального/адиктивного поведения, прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить ребенка задержаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу. Далее стоит деликатно отправить ребенка на консультацию к школьному психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодействовать в поиске квалифицированных врачей и психологов.
2. Если же психолога в школе нет, после беседы с ребенком следует провести беседу с родителями так же максимально спокойно. Родителям надо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка.
3. Рассказать родителям «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддитивному поведению»
Рекомендации классному руководителю, социальному педагогу
по ведению беседы при работе с детьми,
склонными к суицидальному и аддитивному поведению.
Ø Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».
Ø В то же время разговор должен быть уверенным.
Ø К разговору стоит подготовиться.
Ø Следует показать ребенку, что не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
Ø Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчиво.
Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному
и аддитивному поведению
1. Беседа с ребенком.
2. После спокойной беседы с ребенком следует отвести его к врачу (врач-нарколог, психиатр, врач-психотерапевт) для оказания адекватной в данном случае медицинской помощи.
3. Попросить у врача информацию о том, где можно найти квалифицированных психологов по данному вопросу в данной территории. В случае отсутствия информации, обратиться в отдел здравоохранения, образования, либо найти психолога самостоятельно.
4. Так же необходимо посетить психолога самому родителю, а при необходимости пройти курс психотерапии для избежания возникновения синдрома созависимости и формирования адекватного поведения родителей с проблемным ребенком.
Рекомендации родителям по ведению беседы с детьми, склонными к суицидальному и аддитивному поведению
Первый разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что ваши подозрения не напрасны.
Ø Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос - такой способ не будет иметь необходимого результата, так как ребенок, ощущая враждебность родителей, ничего не расскажет, или же родитель таким образом может попросту добиться рецидива.
Ø В то же время все ваши подозрения и претензии вы должны предъявлять ребенку уверенно, возможно даже жестко. Это даст ребенку понять, что его контролируют, и все, что с ним происходит, не остается без внимания родителей.
Ø К такому разговору стоит тщательно подготовиться. Можно заранее записать для себя на листе бумаги все происходящие события с указанием дат.
Ø Следует показать ребенку, что несмотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
Ø В случае, если вы подозреваете своего ребенка в употреблении ПАВ, то наиболее вероятно, что в результате первого разговора будет категорическое отрицание факта приема наркотиков. В этом случае следует сказать примерно следующее: «Я тебе верю, и все же ты понимаешь, что наркоманов вокруг очень много, и я беспокоюсь за тебя и твое будущее, тем более, что в последнее время ты начал вести себя необычно. Мы хотели бы, чтобы ты прошел экспертизу для того, чтобы убедить нас в нашей неправоте и успокоить. Это будет лучше, чем любые слова и обещания. Если тесты докажут, что мы неправы, то мы извинимся за наши подозрения и успокоимся».
Ø Важно, чтобы наркологическая экспертиза была проведена в течение трех суток после эпизода, который вы расцениваете как состояние наркотического опьянения.
Ø Если же у ребенка наблюдается суицидальное поведение, конечной целью разговора станет договоренность с ребенком о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. И все же нам кажется, что тебе стоит так же обратиться за помощью к специалисту, который будет беспристрастен и опытен в решении таких вопросов».