Результаты деятельности учреждения
Использование компьютерных психологических методик в работе педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Дети, поступая в социально-реабилитационный центр, испытывают, как правило, дезадаптацию, испуг, ребенок скучает по привычным (пусть не всегда безопасным) условиям жизни. Каждому несовершеннолетнему оказывается помощь в стабилизации психоэмоционального состояния. Мы успокаиваем ребенка, помогаем ему познакомиться с окружающими детьми и взрослыми, рассказываем об учреждении и интересных событиях, которые были и будут, и стараемся максимально быстро найти деятельность, в которой ребенок чувствовал бы себя уверенным и успешным, не жалея при этом похвалы и добрых слов. В большинстве своем, дети поступают депривированные, поэтому мы также стараемся снизить уровень тактильной и эмоциональной депривации.
Позже при психодиагностике выявляются психотравмы, страхи, боль и переживания каждого воспитанника. Проблему ребенка можно сравнить с айсбергом – на поверхности видимые причины, а внутри – глубинные (личностные, семейные). И здесь, конечно, очень важна работа педагога-психолога.
Не только физическое, но и эмоционально-духовное здоровье требует к себе пристального внимания. Когда душа находится в гармонии, когда происходящее вокруг радует, то общаться и строить отношения с окружающим миром очень легко.
Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В работе с данной сферой специалист использует новые современные технологии, современные коррекционно-диагностические комплексы, в том числе компьютерные методики. Данные методики существенно облегчают процесс диагностики для специалиста и характеризуются разнообразием диагностического инструментария, позволяющего в полном объеме изучить личностные особенности ребенка.
Методика «Домики» и тест Люшера позволяют провести качественную экспресс-диагностику, выявить особенности дифференциации эмоциональной сферы. При этом они достаточно просты в обработке, обладают высокой валидностью и отсутствием стандартного подхода. Несомненным достоинством является их компьютерный вариант, который интересен ребенку и позволяет быстро получить обработанный результат тестирования.
Для выявления особенностей развития и высших мыслительных функций нервной системы используется тест Векслера и методика исследования обучаемости А.Я.Ивановой, которые могут использоваться в работе не только с обычными детьми, но и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поскольку имеют дифференциацию уровня сложности.
Выявить особенности произвольного внимания и провести мониторинг результатов коррекционной работы позволяет Тест Тулуз-Пьерона.
Для выявления психопатий у клиентов применяется тест Сонди, обладающий большой валидностью и позволяющий учитывать индивидуальный подход к несовершеннолетнему.
Анализ межличностных отношений, эмоционального состояния, поведения, возможных реакций человека в различных ситуациях проводится с использованием проективных методик: Тест детской апперцепции (CAT), Hand-тест, обладающих большой информативность в данном направлении. При этом диагностику ребенок воспринимает как игру, что способствует повышению эффективности проводимых мероприятий.
Значительным преимуществом используемых диагностических методик, в том числе компьютерных, является большой объем получаемой информации, сокращение времени проведения обследования, привлекательность для несовершеннолетних, возможность использования при мобильных формах работы (мобильные бригады, мобильный консультативный пункт). Бесспорным остается тот факт, что внедрение новых современных технологий в реабилитационный процесс способствует повышению престижа и конкурентоспособности социальной реабилитации, ведет к интеграции участников реабилитационного, воспитательного, образовательного процесса.
*****************************************************************
Анализ работы
ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал»
по жизнеустройству воспитанников за 1 квартал 2018г.
Работая в рамках Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» выполняет широкие социальные функции. Они направлены на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи. Во взаимодействии с другими учреждениями, организациями, субъектами профилактики центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную педагогическую, правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы распада семьи, отторжения ребенка от родителей. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, учреждение способствует восстановлению социального статуса ребенка, поддерживает усилия семей, которые готовы к преодолению своей несостоятельности. На основе результатов обследования, комплексной диагностики в учреждении определяется система мер социальной поддержки, психолого-педагогической работы с детьми и их семьями.
Наличие в структуре ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» отделения социальной реабилитации (стационарное отделение) позволяет комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе родную семью. Но даже самые хорошие условия, созданные в центре, не заменят семьи. Центр – это лишь временное место пребывания ребенка, поэтому одна из главных задач социальной помощи ребенку – устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми. Восстановление семейных и социальных связей ребенка, его жизнеустройство и благополучие являются основными целями деятельности учреждения.
С первых минут помещения несовершеннолетнего в учреждения специалисты (педагог-психолог, воспитатели, специалист по социальной работе) изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных условиях данной семьи. Посещение семьи, обследование материально-бытовых условий, знакомство со всеми членами семьи, оценка морально-психологического климата в семье, оценка проблематики семьи дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Социальная реабилитация в центре непременно ориентирована на решение семейных проблем. Любое кризисное состояние, вызванное внешними обстоятельствами (безработицей, бедностью, пьянством и др.) порождает не только социальную, но и личностную дезадаптацию, всякого рода протесты и ожесточение, психологический дискомфорт не только самих родителей, но и детей. И основная задача специалистов учреждения – помочь членам семьи осознать проблему, которая мешает нормальной жизнедеятельности семьи, активизировать все имеющиеся ресурсы для решения данной проблемы.
1. В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» разработан алгоритм работы по жизнеустройству воспитанников.
2. В целях повышения качества и эффективности работы учреждения по социальному обслуживанию семьи и детей по вопросам социальной реабилитации, восстановления социального статуса ребенка и решения вопросов дальнейшего жизнеустройства воспитанников издан приказ директора: «О проведении мониторинга длительности пребывания воспитанников отделения социальной реабилитации».
3. Разработана индивидуальная программа по жизнеустройству каждого воспитанника. В процессе составления и утверждения индивидуальной программы (ИПЖ) воспитанника и его семьи в обязательном порядке рассматриваются слабые и сильные стороны семьи, определяется реабилитационный ресурс семьи, ведется работа с родственниками, которые заинтересованы в сохранении кровной семьи для ребенка.
4. Проводится ежемесячный мониторинг длительности пребывания воспитанников в условиях отделения социальной реабилитации.
5. Организовано проведение заседаний тематических МППК по жизнеустройству воспитанников:
- на первичном заседании МППК – разработка и утверждение программы по жизнеустройству;
- тематический МППК по жизнеустройству (по истечению 3 месяцев пребывания);
- мониторинг результативности работы по жизнеустройству, корректировка программы (1 раз в месяц).
6. Разработаны и утверждены формы ежемесячных отчетов: "Сведения о сроках пребывания воспитанников в отделении социальной реабилитации ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» и "Список несовершеннолетних, пребывающих в отделении социальной реабилитации ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» свыше 6 месяцев".
7. С момента помещения несовершеннолетнего в учреждение активизируется работа с семьей. Семья ставится на социальное обслуживание в отделении социальной диагностики или на социальное сопровождение.
Выполнение специалистами центра функции «куратор семьи», расширение спектра услуг, оказываемых детям и семьям, обуславливает необходимость взаимодействия с различными структурами: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства, органами социальной защиты, образования, здравоохранения, органами внутренних дел, службы занятости населения и др. Совместно с субъектами профилактики ведется активная работа по содействию в трудоустройстве родителей, оказанию семье материальной помощи, оформлению документов и мер социальной поддержки, содействию в лечении от алкоголизма, восстановлению в родительских правах и многое другое.
Критерием эффективности работы с семьей специалисты учреждения считают степень реабилитации членов семьи, т.е. восстановление прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение в общество.
При организации работы по жизнеустройству воспитанников и по сокращению сроков пребывания в учреждении специалистами используются инновационные методы и программы: клубная работа, мобильный консультационный пункт «Безопасное детство», организация родительских собраний, совместных семейных досугов, пропаганда через СМИ и посредством общественных акций идеи приоритета семьи, семейных ценностей и семейного неблагополучия.
Как результат эффективной работы по жизнеустройству в ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» можно отметить: в последние годы определилось 3 основных формы жизнеустройства-возврат детей в родную семью в связи с положительными изменениями в семьях (этот показатель для нас является приоритетным), опека и устройство несовершеннолетних в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. За 1 квартал 2018 года реабилитацию в отделении социальной реабилитации прошли 37 воспитанников, сроков превышения нет. Результаты жизнеустройства: из 18 выбывших воспитанников, в кровную семью возвращены - 12 детей, под опеку -2, учреждение системы образования -4, что составляет 78% семейных форм жизнеустройства.
************************************************************************************
Информация
о проведении профилактических мероприятий с семьями и детьми, состоящими на различных видах профилактического учета,в рамках профилактической операции "Защита".
Во исполнении письма отдела МВД России по Ипатовскому району от 05.05.2017 г. №3912 о проведении оперативно-профилактических операция «Защита» специалистами ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» проведена следующая работа:
В период с 01.09.2017 г. по 30.09.2017 г. специалистами по социальной работе ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» совместно с органами опеки и попечительства осуществлено обследование материально-бытовых условий несовершеннолетних, находящихся на попечении третьих лиц, проживающих в семьях, имеющих трех и более детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе находящихся в социально-опасном положении. Обследовано по месту жительства 56 семей, в них несовершеннолетних 93 и 56 взрослых:
- опекаемые семьи- 6, в них 7 детей и 6 взрослых;
- многодетные семьи- 2, в них 10 детей и 3 взрослых;
- семьи, где мать-одиночка -24, в них 39 детей и 17 взрослых;
- семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации – 14, в них 21 ребенок, 19 взрослых;
- семьи, находящиеся в социально-опасном положении, состоящих на различных видах профилактического учета – 10 семей, в них 16 детей, 11 взрослых.
С семьями проведена информационно-разъяснительная работа по предупреждению совершения преступлений, антиобщественных и экстремистских действий, по недопущению пребывания на улице и в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых. А так же родители (законные представители) предупреждены о применении мер за уклонение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних. Вручался раздаточный материал – буклеты, листовки.
За отчетный период в отделение социальной реабилитации помещено 7 несовершеннолетних. Причины помещения разные: оставшиеся без опеки и попечения, наличие поведенческих девиаций, социально опасное положение семьи. Все вновь помещенные воспитанники проходят полный медицинский осмотр, различные диагностические обследования, получают комплекс реабилитационных мероприятий.
**************************************************************************************************
Информация ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» о проведенных мероприятиях
в рамках Международного дня Детского телефона доверия
В рамках Международного дня детского телефона доверия специалистами ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» в мае 2017 года организован и проведен ряд тематических мероприятий для воспитанников и клиентов учреждения:
1. Информационное мероприятие «Что я знаю о телефоне доверия». |
Целью мероприятия было - информировать воспитанников, для чего предназначен и как работает Телефон доверия, мотивировать обращаться по Телефону доверия в трудных жизненных ситуациях. |
2. Анкетирование несовершеннолетних. |
Проведено анкетирование, в ходе которого ребята выяснили в какие службы доверия и в каких случаях могут обращаться за помощью. |
3. « Минутки доверия» |
Для воспитанников были организованы и проведены тренинги и групповая работа по различным вопросам возникающих у ребят. |
4. Социометрия воспитанников. |
Педагогом-психологом проведена социометрия на предмет выявления уровня тревожности воспитанников, наличия проблем, с последующим разбором ситуаций. |
5. Конкурс детских рисунков «Цени свою жизнь». |
Была оформлена выставка детских работ, плакатов на тему телефона доверия. |
6. Акция «Об этом должны знать все» |
Распространение информационных листовок: « 17 мая - Международный день Детского телефона доверия» в общественных местах города. |
7. Раздача смайл-листков с Детским телефоном доверия. |
Акция распространения смайл –листков в школе и на площади города. |
8. Размещение информационного материала на сайте учреждения. |
Размещены на сайте: 1. «Информационная база служб, оказывающих помощь людям в ситуации критического инцидента». 2. Памятка для подростков. 3. Памятка «Телефон доверия для детей и взрослых». |
АНАЛИЗ РАБОТЫ ЗА 2016 год
Проводя сравнительный анализ работы отделения социальной реабилитации, надо отметить следующее: в течение 2016 года в стационарном отделении учреждения прошли реабилитацию - 70 несовершеннолетних. Из них: вновь принятых в 2016 году - 54 воспитанника и переходящих из 2015 года - 16 воспитанников. Оборот койко-места составил – 4,1 единицы.
период |
всего |
до3 мес. |
от 3 до 6мес. |
6мес.- 1 год |
Свыше 1 года |
2014 |
53 |
16 |
17 |
14 |
6 |
2015 |
63 |
36 |
15 |
11 |
1 |
2016 |
70 |
43 |
17 |
7 |
3 |
Высокий процент краткосрочных периодов (61,4%) реабилитации в 2016 году был обусловлен заключением с родителями краткосрочных договоров на социальное обслуживание сроком, не превышающим 3-6месяцев, а также эффективным решением вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Количество обслуженных клиентов
Отделение социальной реабилитации |
Отделение социальной диагностики |
Отделение социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья |
Итого по учреждению |
||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
53 |
63 |
70 |
1478 |
319 |
367 |
369 |
123 |
140 |
1900 |
577 |
577 |
Сравнительный анализ форм предоставления услуг по ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал»
Учреждение |
Динамика изменений форм работы, в % |
||||||
Стационарные формы работы УСЛУГИ |
Нестационарные формы работы УСЛУГИ |
причины |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2016 |
Стационарные формы значительно превосходят нестационарные формы оказания услуг. |
|
СРЦН «Причал» |
132176
79% |
75301
87,8% |
100637
89,3 |
35045
21% |
10430
12,2% |
11941
10,6 |
Сведения о получателях социальных услуг
в ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» за 2 квартал 2016г.
Численность получателей социальных услуг (чел)
|
Численность обратившихся за получением социальных услуг(чел)
|
Обстоятельства в связи с которыми граждане признаны нуждающимися в социальном обслуживании (чел |
|||
Наличие ребенка или детей( в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации |
Отсутствие работы и средств к существованию |
Иные обстоятельства в соответствии с нормативными и правовыми актами Ставропольского края. |
Получатели социальных услуг на основе договоров и социальных программ |
||
359 |
311 |
44 |
2 |
310 |
359 |
СВЕДЕНИЯ
о предоставлении социальных услуг в ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал»
за 2 квартал 2016 года
|
Наименование видов социальных услуг |
Количество оказанных социальных услуг из числа включенных в перечень Ставропольского края |
Численность обратившихся за получением социальных услуг |
||
На дому |
В полустационарной форме |
В стационарной форме |
|||
1. |
Социально-бытовые |
22998 |
103 |
0 |
41 |
2. |
Социально-медицинские |
5142 |
4 |
103 |
41 |
3 |
Социально-психологические |
1 864 |
|
40 |
41 |
4. |
Социально-педагогические |
27727 |
77 |
154 |
41 |
5. |
Социально-трудовые |
2482 |
|
8 |
41 |
6 |
Социально-правовые |
958 |
54 |
133 |
41 |
7 |
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала |
56 |
|
33 |
- |
8 |
Срочные услуги |
28 |
|
14 |
- |
|
итого |
61255 |
134 |
178 |
4 |
ОТЧЕТ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗА 2015 ГОД В ДИАГРАММАХ
В «Причале» подвели итоги…
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» состоялось отчетное собрание с повесткой дня: «Анализ деятельности учреждения за 2015 год. Задачи и перспективы развития учреждения на 2016 год. С основным докладом об итогах работы коллектива выступила заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе И.В.Крашеница. В своем выступлении она отметила, что благодаря усилиям всего коллектива основные задачи, поставленные в 2015 году, а также плановые показатели государственного задания на 2015 год исполнены на сто процентов. В ходе собрания обсуждались вопросы работы учреждения в условиях внедрения 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», внедрения новых технологий стационарного и полустационарного обслуживания, совершенствования процесса реабилитации несовершеннолетних в ходе реализации инновационных методик и программ.
В обсуждении итогов работы за 2015 год приняли участие Хадарина О.Н. – главный бухгалтер, Гарашко С.В.- заведующий отделением социальной реабилитации, Шаповалова Т.А. – председатель профсоюзной организации учреждения.
Подводя итоги, директор ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» - Годило Г.В. отметила, что коллектив центра справился с поставленными задачами по внедрению и реализации закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Положительная динамика отмечена в работе всех отделений и служб, обоснованных жалоб со стороны получателей не поступало. В работу специалистов по социальной работе и педагогов были внедрены эффективные технологии и методики реабилитационной работы. В течение 2015 года в приоритете оставалась работа по безопасности, развитию и укреплению материально-технической базы учреждения: установлена система видеонаблюдения, новое ограждение по периметру территории, уличное освещение и другое.
Работа учреждения в 2015 году признана удовлетворительной, сформулированы задачи на предстоящий 2016 год.